Методическое обеспечение психологического сопровождения учащихся по формированию моральной саморегуляции

Методическое обеспечение психологического сопровождения учащихся по формированию моральной  саморегуляции

 

материал подготовила Нестереня Ю.П.,

педагог-психолог Гомельского ГМК

 

Задачи:

– ознакомить педагогов-психологов с разнообразными  техниками в работе с учащимися по формированию моральной  саморегуляции;

– отработка навыков уверенного поведения и саморегуляции;

– всесторонний анализ сильных и слабых сторон личности участника, направленный на формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе;

– овладение психотехническими приемами, направленными на создание положительного образа “Я” у  учащихся.

Практический блок

 

Добрый день, дорогие коллеги!

В  жизни  по-разному  можно  жить

В  горе  можно,   и  в  радости,

Вовремя  есть,  вовремя  пить,

Вовремя  делать  гадости.

А  можно  и  так: на рассвете встать

И, помышляя о  чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям.

Упражнение №1 (30 мин)

Предлагаю каждому участнику оформить собственную визитку, где указывается тренинговое имя (свое личное, игровое, друга, литературного героя, реального политического деятеля), и схематическое изображение себя в виде предмета, цветка, животного.

Давайте знакомиться. Скажите, пожалуйста, как вас зовут, что вы нарисовали, и с чем это связано?

Упражнение  №2 “Улыбка” (10 мин)

К сожалению, сегодня редко можно встретить человека, который просто улыбается навстречу людям. Мы уже привыкли видеть хмурые лица вокруг и – самое страшное, сами перестали улыбаться. Пожалуйста, подойдите друг к другу и, улыбаясь, скажите несколько приятных слов. Обратите внимание на свои ощущения.

А ведь на самом-то деле нужно начинать с себя. Прекращаем улыбаться, потом и вовсе здороваться и вот,  механизм запущен, входим во вкус. Мы взрослые,  самостоятельные, независимые, но несчастливые. Почему? А потому что счастье в мелочах. И в улыбке в том числе. И наша  задача понять это.

Вопросы для обсуждения:

Что вы чувствуете, улыбаясь другому человеку?

Трудно ли улыбаться всем членам группы? Возникает чувство неловкости, натянутости мышц лица?

Что вы чувствуете, когда улыбка адресована вам?

Приятно ли вам это, или у вас возникает чувство, что сейчас о чем-то попросят?

Я бы вообще предложила внести «Позитив, как  нравственную категорию»

Видеоролик «Огромный глоток  позитива. Воплоти мечту!» (10  мин)

Просмотр и последующее обсуждение  видеоролика.

 

 

Теоретический  блок

 Презентация «Проблемы  юношеского  возраста» (10 мин)

 Принято  считать возраст от 15 до 18 лет периодом ранней юности
«Годы  юности – самые  трудные годы» (Иммануил  Кант)

 Психологические  особенности  ранней  юности:

  • Повышенное внимание к своей внешности, склонность находить у себя физические отклонения;
  • Общее эмоциональное состояние юношей и девушек в этом возрасте становится более ровным: нет резких аффективных вспышек, как у подростков;
  • Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Формируется представление о собственной уникальности, неповторимости, исключительности собственного «Я»;
  • Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное;
  • Возникает стремление к доверительности во взаимодействии со взрослыми и к «исповедальности» – со сверстниками.

Потребности,  доминирующие  в данном  возрасте:

    *новые знакомства;

    *новые переживания;

    *быть  своим;

    *общение;

    *принадлежность к  группе.

Для ранней юности типична идеализация друзей и самой дружбы, поэтому друзей становится меньше, а количество приятелей растёт.

Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви, в этот период может появиться настоящая влюбленность. Но юношеские мечты о любви отражают,  прежде всего, потребность в самораскрытии, понимании, душевной близости.

Важным вопросом является выстраивание взаимоотношений со взрослыми и сверстниками:

На этом  этапе отношения:

 *с родителями противоречивы;

 *со сверстниками носят интимно-личностный характер.

В период взросления человек требует к себе отношения  как к взрослому от родителей, педагогических работников и от сверстников. Появляется желание оградить свою личную жизнь от внешнего вмешательства со стороны родителей, стать независимым, идет формирование вкусов, взглядов оценок событиям, вырабатывается собственная линия поведения.

Ребята в этом возрасте противоречивы.

Они могут в семье поступать по своему, а в среде сверстников могут играть роль соглашателей, проявляют зачастую сильную зависимость от чужого мнения.

К сожалению, в этом периоде жизни в семье и возникают конфликты. Родители хотят, чтобы ребенок стал взрослым, но принять его самостоятельность не могут как раз тогда, когда зрелость приближается.

Также и половое созревание накладывает отпечаток на поведение ребенка. Интерес к противоположному полу может быть таким сильным, что остальные интересы не влекут  его, и он всем время начинает тратить на события, связанные с этой проблемой.

Каковы же причины вызывающего поведения юношеского возраста?

*Юношам не хватает внимания взрослых.

*Высокий уровень тревожности.

*Тип темперамента.

*Отсутствие душевной близости.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский обобщил главные личностные черты подростка и показал, как их можно учитывать взрослым.

*Непримиримость со злом.  Эмоциональное неприятие его с одной стороны сочетаются с неумением разобраться в сложных явлениях жизни с другой. Погасите  эмоциональный порыв, и вы получите холодного, расчетливого человека.

Вывод: не гасите  эмоциональные  порывы детей. Вслушивайтесь в то, что тревожит и волнует ребенка, не отмахивайтесь и  не отгораживайтесь от него (слушайте,  обсуждайте, дайте  ему  пережить).

*Стремление к идеалу.

Не любит, когда его прямолинейно воспитывают, раздражают словесные назидания, остро улавливает воспитательную фальшь, болезненно реагирует на несправедливость.

Неопытность подростка может привести к тому, что  он совершит плохой поступок из добрых побуждений.

Вывод: «Виноват – невиноват», такое отношение к подростку слишком упрощает дело, а в жизни бывает много ситуаций и обстоятельств, которые родителям и педагогам нельзя оценивать однозначно.

*В  этом  возрасте человек стремится стать личностью.

Совершает героические, необычные, романтические поступки. Иногда, точно не зная, что надо делать, чтобы самоутвердиться, ребенок может попасть в беду.

Вывод: Замечая потребность к действию у учащегося, направляйте его усилия по правильному пути, предостерегайте его от экстремальных и не обдуманных поступков.

*У ребят явно выражено противоречие между богатством желаний  и ограниченностью сил.

 Отсюда множественность и непостоянство влечений.

 Мудрые поучения старших «Не разбрасывайся, думай только об учебе, веди себя хорошо и т. д.» порождают лишь конфликт.

Вывод:  помогите в этот период жизни ребенку найти увлечение, которое станет его призванием. Помогите ему также найти себя в труде, спорте, увлечение творческой деятельностью.

*В нем сочетается романтическая восторженность и грубые выходки. Соседствует восхищение красотой и ироническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Опасается, что его будут считать слишком чувствительным и поэтому прикрывается грубостью

Вывод: воспитывайте на своем примере и на примерах литературных героев добрые чувства у учащегося, боритесь за его нравственность и культуру.

Взаимоотношения с девушками и юношами складываются лучше, если:

– вы никогда не забываете о существовании юношеского максимализма;
– вы устанавливаете правила и твердо проводите их в жизнь, но не считаете себя непогрешимыми;

– вы всегда объясняете мотивы своих требований и используете свою власть лишь в меру необходимости;

– вы не критикуете ребёнка в присутствии других.;

– вы относитесь мудро к срывам в поведении юноши или девушки;
– вы не забываете основные возрастные особенности ранней юности.

«Рецепт воспитания»

Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Принципы  воспитания:

  • принятие;
  • значимость;
  • признание;
  • родительская любовь;
  • принцип доступности;
  • воспитание ответственности и самодисциплины;
  • авторитет родителей.

Причины неуспеваемости в раннем юношеском возрасте:

  • отсутствие интереса к учёбе;
  • отсутствие авторитета преподавателя;
  • конфликты с товарищами по учёбе, во дворе и т. д.;
  • конфликты с родителями;
  • пробелы в ранее усвоенных знаниях;
  • неумение организовать свою домашнюю работу;
  • отвлекающие факторы;
  • отсутствие мотивации к учебной деятельности;
  • проблемы с развитием внимания и памяти;
  • личные проблемы.

Принципы  толерантного  общения:

  • ДАЙТЕ СВОБОДУ!
  • НИКАКИХ НОТАЦИЙ!
  • ИДИТЕ НА КОМПРОМИСС!
  • УСТУПАЕТ ТОТ, КТО УМНЕЕ!
  • НЕ НАДО ОБИЖАТЬ!
  • БУДЬТЕ ТВЕРДЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ!

Все беды в семье – от непонимания друг друга.

Надо искать пути к взаимопониманию.

Между родителями и детьми не должно быть войны, ибо в ней проигрывают обе стороны.

В доме должна быть радостная обстановка. Ничто так не укрепляет взаимоотношений в семье, как совместное ощущение радости.

Хотелось бы представить Вам замечательное стихотворение Дороти Л. Нолт (перевод)

 

«Дети учатся жизни, которой они живут»

 

Если детей критиковать, они учатся обвинять.

Если дети видят враждебность, они учатся драться.

Если дети живут в страхе, они учатся бояться.

Если детей высмеивать, они учатся быть застенчивыми.

Если дети видят ревность, они узнают что такое зависть.

Если детей стыдить, они учатся чувствовать себя виноватыми.

Если дети живут в атмосфере терпимости, они учатся быть терпеливыми.

Если детей подбадривать, они вырастают  уверенными в себе.

Если детей хвалить, они учатся нравиться себе.

Если детей принимать такими, какие они есть, они учатся видеть в мире любовь.

Если дети получают признание, они учатся быть благородными и щедрыми.

Если дети видят честность и справедливость, они знают, что  такое правда и справедливость.

Если дети растут в безопасности, они учатся верить в себя и в тех, кто их окружает.

Если дети живут в атмосфере дружелюбия, они учатся тому, что мир прекрасен.

Если дети живут в атмосфере душевной чистоты, они учатся душевному спокойствию.

Важно в этот период жизни обучать учащихся  саморегуляции поведения.

Юлий Цезарь перед боем всегда проговаривал про себя  весь алфавит и только после этого шел в бой.

Каждый  для  себя  выбирает  свои  методы саморегуляции и  наша  задача  познакомить учащихся  с  ними,  а они  уже сами  будут  совершенствоваться  в  том направлении, которое  для  них  ближе (дыхательные  техники,  спорт, аутогенная  тренировка и т.д.).

Презентация «Саморегуляция» (15  мин)

Этот прием предусматривает обучение умению следить за внешними проявлениями эмоциональных  состояний. Дело в том, что изменяя внешнее выражение, эмоции, можно регулировать свое внутреннее психическое состояние. Например, хаотичные, не подкрепляющие речь движения рук в разговоре, дрожание пальцев вызывают нерешительность, неуверенность в себе; заискивающее интонации углубляют беспокойство.

И наоборот, приучая себя не размахивать руками в разговоре, не горбиться, не хмуриться, а стоять перед собеседниками, развернув плечи, подтянув живот,  демонстрируя красивую осанку, улыбаться в момент растерянности, недоумения, смотреть уверенно и строго в конфликтной ситуации, человек приобретает уверенность в себе, не теряется в момент сильной тревоги, при возникновении чрезвычайной ситуации.

Очень непросто управлять чувствами и обуздывать их, но и этому можно научиться.

Саморегуляция служит умению сдержанно относиться к другим людям, терпимо воспринимать их недостатки, слабости, ошибки.

Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражаться в самых критических ситуациях.

Если все же контроль над чувствами не удался, срыв  произошел, очень хорошо молча и задумчиво пройти по кабинету, делая, скажем, на два шага вдох и на пять шагов выдох, ведя счет шагов в уме.

Движение, дыхание, счет шагов в уме быстро отвлекают от ситуации, успокаивают.

В саморегуляции большую роль играет рефлексия. Вначале необходимо интенсифицировать самосознание. Это позволяет обнаруживать несовместимость своих принципов, мыслей, поступков и сравнительно легко наметить пути закрепления новых элементов поведения.

 При этом надо иметь ввиду, что чем выше интеллект человека, чем точнее самосознание, тем эффективнее функционирует саморегуляция.

Упражнение «Путешествие на голубую звезду» (15 мин)

Звучит  релаксационная музыка

Инструкция: “Наша родная планета – Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи? Сейчас помечтаем и мы…

Сядьте  удобно, закройте глаза. Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там далеко-далеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к загадочной Голубой Звезде.

Вы – команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох – выдох, 3 раза. Крепко-крепко сожмите штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали… Вдох – выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать: вдох – выдох, 3 раза. Xopoшо. Мы почти не чувствуем свое тело, оно легкое, невесомое. Вдох – выдох, 2 раза.

Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель – Голубая Звезда…

И вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем плавную посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубо-о-кий – вдо-о-х – и выдох, 2 раза, так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели!

Выйдем из корабля… Перед нами океан, где нет воды. Цветы, всюду цветы: белые, желтые, оранжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому-то планета и кажется совсем голубой. В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми усиками. Это и есть наши соседи, жители Голубой Звезды Чистокрылышки. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность. Они протягивают нам свои чистые крылышки. Мы тоже протягиваем им руки и … чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта. Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем все это добро, радость и чистоту с собой и поделимся счастьем с родными и друзьями, со всеми людьми”.

 

Практический блок

 

Работа  с  картинками «Антистресс» (5  мин)

Упражнение «Хочу – не хочу, но делаю… » (15  мин).

Звучит релаксационная музыка

Участникам предлагается на отдельных листах написать:

  • Три вещи (это могут быть обязанности, занятия, развлечения, дела и т.п.), которые вам хотелось бы делать чаще.
  • Три вещи, которые вам хотелось бы перестать делать в той мере, в которой вы их делаете, или же вовсе не делать.
  • Теперь объясните, почему вы не делаете достаточно первого и делаете слишком много второго. По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников тренинга.

Видеоролик «Мотивация  для  жизни. Действуй!» (10 мин)

Просмотр и обсуждение видеоролика.

Упражнение “1 из 3” (20  мин)

Цели: тренировать подвижность мышления, как фактор креативного поведения и адекватной самооценки.

Способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления.

Создавать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.

На площадке для упражнения должно быть 3 условных обозначения.

Инструкция: условия игры просты. Я предложу вам серию вопросов, по которым метафорически мы попытаемся определить особенности вашей личности. Вдумайтесь в смысл образа, определите, какой вариант вам ближе всего, и в соответствии со своим выбором займите, пожалуйста, место на игровой площадке.

Итак, кто вы: фрак, футболка или военная гимнастерка?

(Выбор сделан, прошу прокомментировать ваше решение.)

Кто вы: ребенок, зрелый человек, пенсионер?

(Напоминаем, что речь вовсе не идет о реальном возрасте игрока, а лишь об образе – “душевном возрасте” т.е. на сколько лет человек себя ощущает.)

Кто вы: деревня, город, столица?

Кто вы: вода, огонь, земля?

Кто вы: палатка, квартира, вилла?

Кто вы: “Да”, “Возможно”, “Нет”?

Кто вы: велосипед, мотоцикл, роллс-ройс?

Кто вы: прошедшее, настоящее, будущее?

Кто вы: свободный художник, наемный работник, руководитель фирмы?

(Напоминаю, речь идет об образе, а не реальном положении дел.)

Завершение: обсуждение игры

Что понравилось, а что нет?

Ответ, на какой вопрос был наиболее проблематичным?

На какой вопрос было легче всего ответить? Почему?

Удивил ли вас выбор кого-то из ваших товарищей по команде?

Удалось ли вам открыть что-то в самих себе в ходе игры?

Проективная методика «12  квадратов» (30  мин)

Инструкция к применению

            Возьмите фломастер или карандаш и заполните двенадцать предложенных на рисунке квадратов, повинуясь воле своей фантазии. Не следует долго раздумывать над содержанием, напротив, постарайтесь изобразить то, что спонтанно возникает в вашем сознании при взгляде на пустой квадрат или на квадраты, в которых вам предстоит дорисовать имеющееся изображение.

После заполнения квадратов обратитесь к инструкции по  интерпретации полученных данных. Внимательно изучив инструкцию,  попытайтесь выявить черты вашего характера по рисункам.

Инструкция по интерпретации полученных данных

  1. Рисунок первого квадрата символизирует свое действительное отношение к себе и представление о себе. Значения рисунков:

улыбающаяся или смешная рожицу, фигурка – хорошее чувство юмора, дипломатичность и миролюбивость натуры;

гротескная карикатура является признаком неуживчивости, замкнутости;

солнце означает, что вы часто претендуете на роль лидера;

цветок – знак женственности и любви к природе;

глаз означает, что вы обладаете гордым и  подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь.

  1. Рисунок второго квадрата отражает ваше отношение к миру и своему дому. Значения рисунков:

одинокий домик, символ жилища, изображение расположено в пределах внутреннего квадрата – признак привязанности к семейному очагу, тоски по домашнему теплу:

изображение расположено за пределами внутреннего квадрата – свидетельство беспокойного характера, обладатель которого не является домоседом;

изображение включает внутренний квадрат и выходит за его пределы – ваши интересы пропорционально делятся между домом и окружающим миром.

  1. Рисунок третьего квадрата характеризует сформированность честолюбия и целеустремленности. Значения рисунков:

стрела, летящая в цель, т.е. в мишень – у вас развитое честолюбие и вы способны упорно работать для достижения своей цели;

дополнение рисунка другими стрелами и линиями – у вас развито честолюбие, но вы не уверены в своих силах или в правильности поставленной цели;

изображение не похоже на  символы стрелы и мишени – возможно, вы неуправляемы и мятежны.

  1. Рисунок четвертого квадрата характеризует общительность и коммуникабельность. Значения рисунков:

изображено несколько объектов (например, человеческих фигурок) –  общительность и наличие большого количества друзей;

одна проведенная линия означает скрытность, сдержанность и замкнутость;

изображение предмета правильной геометрической формы (например, кирпича) свидетельствует о склонности к меланхолии и капризам, чудаковатости.

  1. По рисункам пятого квадрата определяем отношение автора рисунков к вопросам пола и половой жизни. Значения рисунков:

если в рисунке использованы параллельные линии для изображения замкнутого единства, например, фонарного столба, здания и др., то это означает здоровое отношение к половой жизни и, возможно, регулярную гармоничную половую жизнь;

ствол дерева означает, что автор  отождествляет половую жизнь с браком;

дерево с плодами – любовь к детям;

смещение и искажение рисунка до неузнаваемости, а также незаполненное пространство между двумя линиями – свидетельство застенчивости, излишней скромности в вопросах пола и стыдливости. Автор неохотно занимается вопросами пола, по крайней мере, не любит о них говорить.

  1. По содержанию шестого рисунка можно судить  о способности автора располагать к себе чужих, незнакомых людей. Значения рисунков:

дуга является частью рисунка лица, фигуры человека, снеговика и др. – способность быстро и легко располагать к себе людей;

дуга игнорируется, например, получается угловатый геометрический узор – трудность в установлении контактов, возможно у автора в отношении с обществом преобладает стремление к доминированию, власти и диктату, ревность.

  1. По изображению в седьмом квадрате можно сделать некоторые выводы о тревожности человека, его самооценке и уверенности в себе. Значения рисунков:

если  рисунок располагается над расположенной посередине  волнистой линией, то испытуемый чувствует себя уверенно, комфортно и  в безопасности;

если рисунок располагается под расположенной посередине волнистой линией, это может быть сигналом повышенной тревожности и неуверенности в своих силах;

утопающий или тонущий предмет – повышенная тревожность и страх перед будущим;

цепочка или линейный орнамент – сознательность, ответственность и склонность к упорному труду.

  1. Изображение, помещенное в пустой квадрат, означает круг интересов и личностно значимых ценностей автора. Значения рисунков:

члены семьи (отец, мать, сестра, брат, дети) – привязанность и любовь к семье;

пейзажи, виды природы – любовь к природе;

автомашины, красивые дома, интерьеры жилища – стремление к обеспеченной комфортной жизни и т.д.

  1. По рисунку девятого квадрата можно сделать некоторые предположения о способности испытуемого работать в коллективе, о его дисциплинированности и организованности. Значения рисунков:

симметричный узор или рисунок, полученный  дополнением предложенного  фрагмента  квадратами или другими геометрическими фигурами – дисциплинированность, умение организованно работать в коллективе, зависимость от группового мнения;

штриховка фрагмента темными линиями, а также несимметричная картинка с кривыми линиями – упрямство, настойчивость,  склонность не признавать авторитеты.

  1. Рисунок десятого квадрата отражает степень конформизма автора. Значения рисунков:

замкнутые круги – испытуемый несамостоятелен в принятии решений, нуждается в помощи и поддержке;

рисунок с незамкнутыми кругами – независимость и целеустремленность;

изображение человеческого уха может свидетельствовать о скрытном характере;

изображение чайной чашки и других предметов домашнего обихода говорят о любви к семье и стремлении к поддержанию семейных традиций, о развитом отцовском и материнском чувстве.

  1. Рисунок одиннадцатого квадрата чаще всего дополняется в соответствии с досуговыми интересами. Значения рисунков:

изображение настольной игры или ее фрагмента – наличие в характере духа соревновательности,  азартности, напористости;

изгородь или забор могут быть сигналом актуальных проблем и препятствий, которые в данный момент кажутся непреодолимыми;

символ дома или домашнего обихода – хозяйственность;

геометрический узор – прилежность, любовь к системности и порядку.

  1. Расположенные в двенадцатом квадрате точки пробуждают у испытуемого фантазию и по рисункам можно судить о степени развитости воображения. Значения рисунков:

– точки являются составной части картинки (цветка, муравья, рыбки, заячьего хвостика, зерна, которое клюют птицы и т.д.) указывают   на развитое воображение и образное мышление;

– затушеванные точки и соединенные в круг говорят о логическом мышлении и практическом складе ума.

КАРТА ВНУТРЕННЕЙ СТРАНЫ

материал подготовил Давид С.О.,

педагог-психолог Краснобережского ГАК

Материалы: лист белой бумаги А4, цветные карандаши.

Инструкция

Сегодня нам предстоит отправиться в путешествие в собственный внутренний мир — во внутреннюю, фантастическую страну.

Вы можете спросить: «Как мы отправимся туда, куда невозможно прийти, где нельзя все рассмотреть, потрогать руками?» И будете правы: этой страны нет на карте мира. Правда, в сказках есть указание на то, что некоторые герои там побывали и в дальнейшем добились успеха. Помните задание: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»? Вот сейчас нам как раз и предстоит подготовиться к подобному путешествию. Итак…

Без чего опытный путешественник не отправится в путь? Конечно, без карты. Но, скажите, видели вы в продаже «Карту внутренней страны»? Действительно, такие карты не продаются. Что же делать? Придется рисовать карту самостоятельно.

Сначала положите перед собой лист бумаги. Теперь подумайте о контуре, который определяет границы страны. Контур образует как бы силуэт страны.

Одни путешественники считают, что контур внутренней страны должен напоминать силуэт человека, другие рисуют символ сердца, третьи обводят свою ладонь, четвертые изображают фантастический контур… Разум здесь не поможет, только сердце и рука путешественника знают силуэт его внутренней страны. Пожалуйста, возьмите карандаш и дайте возможность своей руке нарисовать замкнутый контур страны.

Каков ее ландшафт? Чтобы это увидеть, необходимо раскрасить внутреннее пространство страны, ограниченное контуром. Главное — не думать долго, а просто дать своей руке возможность легко выбирать карандаши и раскрашивать карту. Вероятно, там появятся горы и долины, низменности и возвышенности, реки, моря, озера, леса, пустыни, болота…

Итак, карта внутренней страны готова. Это прекрасно. Но скажите, можно ли пользоваться этой картой? Похоже, пока это трудно. Почему? Возможно, чего-то не хватает? Для того чтобы «прочитать карту», нужны условные обозначения! Обычно условные обозначения помещаются внизу страницы. Или, если ваша карта заняла весь лист, вы можете поместить их на обороте листа.

Пожалуйста, сделайте надпись «Условные обозначения». Теперь нам предстоит составить список использованных вами условных обозначений. Для этого каждый цвет, который вы использовали при раскрашивании карты, внесите в условные обозначения в виде небольшого цветного прямоугольника. Если вы использовали красный цвет, в списке обозначений появится красный прямоугольник; если при раскрашивании карты вы использовали зеленый цвет, появится зеленый прямоугольник, и так далее.

Расположите цветные прямоугольники друг под другом, как это обычно делают картографы. Если вы использовали специальные значки для обозначения рек, водоемов, болот, лесов, полей, гор, их также необходимо представить в списке условных обозначений.

Теперь необходимо дать свое название каждому цветному прямоугольнику, каждому значку. Поскольку это карта внутренней страны, то и ее ландшафт будет связан с вашими внутренними процессами: мыслями, чувствами, желаниями, состояниями. Могут появиться поляны раздумий, леса желаний, пещеры страхов, моря любви, реки мудрости, болота непонимания, пики достижений и прочее. Какой внутренний процесс, чувство, мысль, желание будет обозначать каждый цветной прямоугольник, — решать только вам. Это ваша страна, это ваша карта. Не стоит долго думать, первое, что приходит в голову, может оказаться самым правильным…

Итак, карта готова. Теперь по ней легко ориентироваться, особенно если знать направление.

Что делают путешественники, собираясь в путь? Изучают карту и прокладывают маршрут своего путешествия. В первую очередь они намечают цель. Иначе зачем отправляться в путь?

Пожалуйста, возьмите яркий карандаш или ручку, внимательно рассмотрите карту и отметьте флажком цель предполагаемого путешествия. То есть место на карте, в котором вы хотите оказаться. Этот значок назовем «флажок цели».

Теперь рассмотрите границы страны и отметьте особым флажком место, в котором вы планируете войти в эту страну. Этот значок назовем «флажок входа».

Итак, у вас есть два флажка: «флажок цели», обозначающий место, являющееся целью вашего пути, и «флажок входа», обозначающий место, с которого начнется ваш путь.

Теперь нужно проложить маршрут до цели. Посмотрите, где находится «флажок цели» и как к нему лучше добраться. Как вы пойдете от «флажка входа» до «флажка цели»? Пожалуйста, обозначьте свой маршрут пунктиром или небольшими стрелочками.

Путешествие всегда предполагает возвращение домой. Проложив маршрут к цели своего пути, опытный путешественник рассматривает варианты возвращения домой, выхода из страны. Пожалуйста, рассмотрите внимательно свою карту и отметьте особым флажком место, в котором вы планируете выйти из страны. Этот значок назовем «флажок выхода». Иногда он совпадает с «флажком входа», иногда — нет. Проложите маршрут от «флажка цели» до «флажка выхода».

Итак, у вас есть карта, есть цель пути и маршрут. А значит, есть готовность к путешествию по собственной внутренней стране.

Но, говорят, если подробно рассмотришь маршрут своего путешествия, то как будто бы совершишь его. Представьте себе, что вы возвратились из путешествия, положили перед собой лист бумаги и написали: «Это путешествие научило меня…» Пожалуйста, закончите фразу.

А теперь взгляните на весь свой маршрут и отметьте каким-либо значком ту точку, в которой, как вам кажется, вы находитесь сейчас. Спасибо!

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

СЕМЬ КЛЮЧЕЙ ОТ «КАРТЫ ВНУТРЕННЕЙ СТРАНЫ»

  1. Энергия рисунка

Энергия рисунка — это особое ощущение от рисунка; чувства, которые вызывает карта.

  1. Местоположение «флажка цели»

Название территории, на которой расположен «флажок цели», — это метафора неосознанного, интуитивного стремления автора карты. В данном случае неосознанной цели. Допустим, «флажок цели» находится на Возвышенности достижений. Это означает, что автор рисунка активно стремится к определенным социальным достижениям, так как горы, возвышенности символизируют социальный рост, развитие.

Другой пример — «флажок цели» находится на Поляне раздумий. Это означает, что в данный момент для автора актуален процесс размышлений, но, вероятно, он пока не может посвятить этому столько времени, сколько необходимо. Может, он колеблется с принятием решения, или занят решением некоторой задачи, или ощущает, что нужно остановиться и подумать, все взвесить и сделать важный выбор, который может стать судьбоносным.

Еще пример — «флажок цели» находится в Море желаний на Острове любви. Это означает, что в данный момент для автора наиболее важными являются романтические взаимоотношения, поиск партнера или совершенствование отношений с ним. Вода (озера, моря, реки) символизирует чувственность, эмоциональность, чувствительность, женственность, эротизм. Поэтому, если «флажки целей» попадают на водную территорию, это часто свидетельствует о том, что создатель карты чувствителен, интуитивен, эмоциональная жизнь для него имеет большое значение.

«Флажок цели» может находиться на пересечении двух или трех территорий. Это означает, что образ цели объединяет несколько процессов. Каких — об этом расскажут названия территорий. Для того чтобы автор чувствовал себя удовлетворенным, ему необходимо гармоничное сочетание, объединение этих процессов.

Итак, местоположение «флажка цели» расскажет о том, к какому состоянию неосознанно стремится автор карты (гармонии, отдыха, ясности, удовлетворенности, успеха и пр.). Это состояние будет относиться к определенной группе потребностей.

  1. Расположение «флажка цели» относительно центра карты

Если «флажок цели» расположен в центре карты, это означает, что образ цели является интегрирующим для личности автора. То есть достижение данной цели позволит гармонизировать его состояние, мироощущение, обрести покой и стабильность. С другой стороны, центральное положение «флажка цели» указывает на способность автора находить общее в различных точках зрения, координировать, балансировать, уравновешивать разнообразные процессы в команде.

Всю карту можно условно разделить на три равные части по вертикали и три равные части по горизонтали. Каждая вертикаль и горизонталь имеют определенное символическое значение.

По горизонтали

Левая, «женская» часть — символизирует прошлое, то, что человек уже имеет, на что может опираться. Левая часть также может символизировать внутренний мир человека; отражать его глубинные личностные процессы. Интроверсия.

Центральная часть — символизирует настоящее, актуальные для человека процессы, то, о чем он думает, к чему стремится, что является для него значимым.

Правая, «мужская» часть — символизирует будущее, социальные процессы, взаимоотношения в социуме, устремленность в будущее. Экстраверсия.

По вертикали

Верхняя часть символизирует ментальные процессы: мысли, идеи, фантазии, планы, воспоминания.

Центральная часть символизирует эмоциональные процессы.

Нижняя часть символизирует сферу реальных действий. Реализацию планов. Землю, почву под ногами.

Если «флажок цели» находится в верхней части карты, можно говорить о склонности автора рисунка к ментальным построениям. Если «флажок цели» расположен в правой верхней части, — перед нами «генератор идей», человек, устремленный в будущее. Ему нетрудно искать и находить новые, нестандартные решения.

Смещение «флажка цели» в правую часть свойственно людям, ориентированным в будущее, стремящимся к социальным достижениям, инновациям.

Справедливо для правшей. У леворуких символическое значение определяется «зеркально».

  1. Характер маршрута

Теперь область наших исследований — маршрут от «флажка входа» до «флажка цели». Линия маршрута и его характер расскажут о том, каким образом и по какому сценарию человек склонен добиваться желаемого, идти к своей цели.

Вопросы для анализа пути к цели:

— Через какие территории пролегает маршрут к цели?

Например, маршрут к цели пролегает сначала через Горы препятствий, потом через Долину разочарований, затем через Пустыню поиска, к Озеру надежды на Вершину успеха. Это означает, что в начале пути автор склонен рисовать себе препятствия, ограничения (Горы препятствий). Это приводит его к разочарованию, он может потерять веру в свои силы (Долина разочарований). Но потом он берет себя в руки и начинает искать выход из создавшегося положения (Пустыня поиска). Благодаря этому у него появляется надежда и энергия для достижения цели (Озеро надежды). И при условии, что он будет верить в победу, он достигнет цели (Вершина успеха).

Анализ маршрута позволит понять, склонен ли автор неосознанно придумывать препятствия на пути к достижению цели? Чаще всего человек сам себе изобретает ограничения и ловушки. Как говорил известный сатирик: «Мы сами себе придумываем трудности, а потом мужественно их преодолеваем».

— Маршрут проложен по прямой или петляет по всей стране?

Это наблюдение позволит определить стратегию движения к цели. Есть люди, которые идут прямо, не сворачивая, не отвлекаясь. Помните, в фильме «Чародеи» Ивана учили проходить сквозь стену? Для этого было необходимо: видеть цель и верить в себя. Оба этих условия есть у тех, чей путь проложен по прямой. Правда, у таких людей есть одна особенность: они могут быть одержимы целью. С одной стороны, это прекрасно. Но с другой — это может мешать им видеть маленькие чудеса повседневности.

Если путь петляет по стране, это означает, что автор карты человек творческий, увлекающийся, любознательный. Ему хочется везде побывать, все посмотреть. Это прекрасно.

— Есть ли на маршруте территории, где происходит «хождение по кругу»?

Территория, на которой приходится ходить по кругу, либо является камнем преткновения, нерешенной проблемой, либо значимым для человека ресурсным состоянием.

  1. Расположение «флажка входа» и «флажка выхода»

«Флажок входа» и «флажок выхода» задают начало и конец пути. Они могут быть расположены в пяти основных комбинациях.

  1. «Флажок входа» и «флажок выхода» совпадают (или находятся в одной части карты).

Человек приходит к тому, с чего начал, но на новом уровне, с новыми знаниями. Символизирует завершение цикла «спирали жизни» и переход на следующий уровень. Человек умеет учиться на собственном опыте, гармонично доводить дело до конца.

  1. «Флажок входа» находится в нижней части, «флажок выхода» — в верхней.

Человек склонен идти от практики — к теории. Сначала действует, пробует, потом осмысляет. Исследователь, идущий эмпирическим путем. Человек дела.

  1. «Флажок входа» находится в верхней части, «флажок выхода» — в нижней.

Человек склонен идти от теории — к практике. Он умеет сначала все обдумать, взвесить, потом перейти к делу.

  1. «Флажок входа» находится в левой части, «флажок выхода» — в правой.

Прежде чем принять решение, начать какое-либо дело, человек может переживать, обдумывать стратегию, тревожиться. Но, начав движение, обретает чувство перспективы. Умеет использовать прежние наработки команды в новых делах.

  1. «Флажок входа» находится в правой части, «флажок выхода» — в левой.

Человек умеет тонко чувствовать различные новые веяния, имеет нюх, чутье на нечто выгодное и перспективное. Умеет «встраивать» инновационное в традиционное.

  1. Урок путешествия

Здесь центром внимания становится продолжение фразы: «Это путешествие научило меня, прежде всего…» Высказывание, которым автор продолжил эту фразу, расскажет о том, над чем в данный момент «работает» его внутренний мир, над чем он размышляет, какие вопросы неосознанно решает, в каком направлении развивается.

Фактически, продолжая заданную фразу, автор находит смысл текущего жизненного момента, урока.

  1. Точка актуального состояния

Это самое последнее задание «Карты внутренней страны». Точка актуального состояния покажет, на какой территории автор находится сейчас. Точка актуального состояния располагается до или после «флажка цели».

«Ключи» помогут провести психологической анализ карты и сформулировать перспективные задачи психологической работы с автором.