IMG_7426 копия

Внедрение результатов экспериментальной и инновационной деятельности – путь совершенствования образовательного процесса в условиях профессионально-технического и среднего специального образования

Современный этап профессионального образования неразрывно связан с поиском путей совершенствования его качества. Одним из актуальных способов является реализация инновационного подхода к обучению с учетом специфики образовательного учреждения. Выпускник системы ПТО или ССО должен быть конкурентоспособным на рынке труда, а значит он должен обладать высокой квалификацией, способностью к самообразованию, иметь навыки предпринимательской деятельности, способностью к творчеству и к совершенствованию производства и самого себя. Это, в свою очередь, требует особого подхода в организации образовательного процесса. Традиционные формы не всегда дают желаемого результата. В образовательный процесс должны внедряться экспериментально апробированные инновации и исследовательский подход.

Перспективным направлением в подготовке конкурентоспособных специалистов можно считать информатизацию образования, которая инициирует совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и форм обучения и воспитания; создание методических систем профессионального обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого; формирование умений самостоятельно приобретать знания, собирать, обрабатывать, передавать, хранить информационные ресурсы, продуцировать информацию; создание и использование психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня  знаний обучаемых, их продвижения в учении.

В настоящее время системно-образующим фактором новой парадигмы профессионального образования является личность обучаемого. Исходя из этого, наиболее эффективной формой организации образовательного процесса является применение личностно-ориентированных технологий. Выдвигая на первый план личность обучающегося, мы тем самым ставим перед обучением и воспитанием задачу обеспечения его соответствия, с одной стороны, природосообразным возможностям и потребностям, с другой – социальному заказу, а также согласования в ходе обучения двух видов опыта – общественного и индивидуального.

В современных условиях развития общества усложняется процесс воспитания молодежи. Часто в ее среде общечеловеческие ценности подчас заменяются сомнительными идеалами, наблюдается рост асоциальных проявлений. Применение различных методов воспитания в учреждении образования можно определить как педагогическое управление процессом развития личности. Сегодня обществу нужны инициативные, самостоятельные, грамотные и коммуникабельные граждане. Они не только должны владеть прочными профессиональными знаниями и навыками, но и быть способными к самостоятельному проектированию своей жизни, уметь нести ответственность за принятые решения. Социальный заказ общества ставит перед необходимостью серьезного осмысления происходящих перемен, определения значимости воспитательной работы в обеспечении процесса личностного становления учащихся, поиска эффективных форм и методов его организации.

В связи с этим большое внимание уделяется разработке и внедрению экспериментальных и инновационных проектов (в области насчитывается 25 площадок, из них 23 – республиканского уровня), способствующих повышению эффективности образовательного процесса. Этому и был посвящен семинар, состоявшийся 29 ноября на базе Гомельского государственного профессионального политехнического лицея, на котором поделились опытом своей работы:

  • Ирина Владимировна Кузьменкова, заместитель директора по УВР Гомельского политехнического лицея, «Особенности реализации форм воспитательной работы по профилактике наркопотребления среди учащихся лицея»;
  • Лилия Антоновна Руцкая, методист Гомельского аграрно-технического лицея; Наталья Ивановна Жукова, методист Гомельского лицея железнодорожного транспорта, «Внедрение интерактивных средств обучения в процесс преподавания дисциплин профессионального компонента. Алгоритм организации инновационной деятельности»;
  • Майя Мефодьевна Кравченок, методист Мозырского политехнического колледжа «Внедрение облачных технологий в образовательный процесс учреждений профессионального образования»;
  • Олеся Олеговна Климова, заместитель директора по УР Мозырского лицея строителей, «Внедрение модели информационного обеспечения профессиональной ориентации молодежи на рабочие профессии»;
  • Янина Сергеевна Зарецкая, заместитель директора по УР Гомельского колледжа кулинарии; Татьяна Леонидовна Творогова, преподаватель Добрушского политехнического лицея, «Апробация модели создания воспитывающей среды в условиях общежития учреждения профессионального образования»;
  • Ольга Александровна Ромашко, заместитель директора по УР Гомельского колледжа бытового обслуживания, «Апробация модели формирования профессиональных и личностных компетенций учащихся учреждений профессионально-технического и общего среднего образования в рамках “шестого дня”».
Маргарита Аркадьевна Драгунова, заведующая кабинетом по психологической и экспериментальной работе